Движение - это жизнь, и мы двигаемся вперед и растем вместе с нашими заказчиками
https://ict-online.ru/interview/i186568
https://spbit.ru/interview/i186568

Линейка мобильных приложений EOSmobile компании ЭОС в начале 2020 года осуществила переход на 4-ый этап эволюции. О том, что это означает с точки зрения проделанной разработчиками работы, какие новые возможности предоставляет пользователям, а также о влиянии корона-кризиса на развитие EOSmobile рассказывает начальник отдела проектирования корпоративных мобильных приложений компании ЭОС Артем Андреев.

Артем Андреев

Начальник отдела проектирования корпоративных мобильных приложений компании ЭОС Артем Андреев


– Артем, напомните, пожалуйста, историю появления и развития линейки мобильных приложений ЭОС.

– Развитие мобильных приложений началось в 2010 году. Если говорить точно, то дата первого check-in – 20 сентября 2010 года, то есть ровно 10 лет назад! Огромный вклад в становление и развитие мобильных приложений внесли начальник отдела мобильных решений ЭОС Глеб Юрьевич Земсков – опытный специалист, и Юрий Викторович Назаров (Член Совета директоров, Генеральный директор ООО «ЭОС ПВ»), уже в то время предвидевший ту значимость мобильных решений, какую мы наблюдаем сегодня. За десятилетие мобильные приложения ЭОС прошли насыщенный и непростой путь эволюции. Первоначально они разрабатывались исключительно для 2-3 первых лиц компаний, которым необходимо было оперативно знакомиться с документами и отчетами сотрудников по поручениям, принимать управленческие решения даже за пределами офиса. Во все времена самым ценным ресурсом было время! У руководителей почти всегда рабочее и личное время расписано по минутам. Мы же стремимся дать им инструмент, который обеспечит их максимальную эффективность и мобильность в соответствии с высоким темпом жизни. 

По мере развития технологий, форматов управления организациями, принципов построения коммуникаций между сотрудниками и прочих факторов возрастало понимание, что выгоднее как можно больше сотрудников (особенно руководителей) вовлечь в процесс непрерывной коммуникации, оперативного обмена информацией и, самое важное, быстрого принятия решений по тем или иным задачам.

– Можно ли говорить о том, что в 2020 году был совершен некий важный этап в этой истории?

– 2020 год для нас является годом 4-ой эволюции, так как мы полностью – и, как оказалось, очень своевременно! – переработали и переосмыслили серверную часть (сердце мобильных приложений), практически написав многие компоненты с нуля. Во время кризиса гораздо большее число пользователей СЭД стали работать удаленно, соответственно, нагрузки на серверную часть существенно возросли. Прежний СМР 3.x с новыми вызовами вряд ли справился бы, а СМР 4 изначально проектировался и разрабатывался с учетом работы сотен мобильных пользователей. Клиентская часть тоже была доработана.

4-ая эволюция Сервера Мобильных Решений (СМР) привнесла множество изменений, перечислю некоторые из них:

  • Переход на СУБД PostgreSQL. Нашим клиентам больше не нужно закупать Microsoft SQL. Они могут использовать бесплатную версию СУБД PostgreSQL.
  • Снижены требования к месту на жестком диске для базы данных.
  • В качестве основы для пользовательского интерфейса СМР используется ReactJS.
  • Осуществлен переход на новый формат взаимодействия между серверной и клиентской частью - Protocol Buffers. Внедрение технологии Protocol Buffers позволило уменьшить объём передаваемых данных между серверной частью и мобильными клиентами, что, в свою очередь, позволило сократить объёмы трафика и сократить время на обновление документа.
  • Автоматизирован процесс очистки базы данных от неактуальных / неиспользуемых данных, что также существенно экономит дисковое пространство.
  • Увеличена скорость актуализации данных.
  • Реализовано умное сопровождение. Сообщения о коллизиях и ошибках в бизнес-логике теперь раскрывают суть произошедшего, что позволяет оперативно разобраться в проблеме и принять меры.

Что касается мобильных приложений, то была существенно переработана внутренняя архитектура приложений, что позволило увеличить стабильность и предоставить нашим пользователям ещё более комфортную работу. Вместе с тем было реализовано множество нового функционала и улучшений в области пользовательского опыта.

Мы не стремимся скопировать (перенести) весь функционал СЭД. Мы стремимся создать нашим пользователям комфортные условия для быстрой работы, соответственно, без документации и прохождения каких-либо курсов обучения. Наши приложения должны быть умными: интуитивно понятными, помогающими выполнять несколько действий одновременно, направляющими среди вороха документов и задач, оберегающими от непредвиденных ошибок.

Cover Flow (список документов) Инициативное поручение Рабочий стол EOSmobile

 Cover Flow (список документов) / Инициативное поручение / Рабочий стол EOSmobile

– Как повлияла ситуация с вынужденным переходом на удаленную работу на развитие мобильных приложений?

– Наша команда еще до изоляции имела опыт удаленной работы, так как ребята из команды находятся в разных городах и даже другой стране. В первые дни нам пришлось немного реорганизовать наш привычный образ работы, чтобы укрепить коммуникативные связи и сделать работу друг друга максимально прозрачной. В результате мы еще быстрее начали наращивать функционал и выпускать новые версии. Наших пользователей стало больше. Вместе с тем мы на деле проверили нашу серверную часть на нагрузки, и она, как я уже говорил, справилась. Пользователи стали в разы больше задач решать в электронном виде, соответственно, существенно возросла нагрузка на серверную часть: больше документов, больше задач, больше общения.

Однако не обошлось без сложностей. В первые дни карантина наша команда работала в режиме 24/7, решая задачи наших клиентов, обеспечивая им бесперебойную и комфортную работу. Мы решили множество «квестов» и сейчас ставим себе новые амбициозные цели, которые сделают работу наших пользователей еще эффективнее. При этом мы не забываем и про наших коллег, которые осуществляют поддержку мобильных пользователей на местах. Изменилась не только начинка серверной части, но и интерфейс, теперь он также user-friendly и направлен на обеспечение комфортной работы наших коллег, работающих на стороне клиента. Мы стремились, в том числе, и их работу по сопровождению серверной части сделать интуитивно понятной и возможной без изучения документации.

Мы придерживаемся мысли о синергетическом эффекте, который позволяет достигать куда больших результатов вместе, нежели по отдельности. Например, мою почту и телефон знают многие заказчики и партнеры, что позволяет напрямую получать обратную связь и передавать её моим коллегам-программистам, формировать максимально объективные планы будущих версий, основанные на спросе, а также прорабатывать проектируемый (новый) функционал в тесном сотрудничестве с заказчиками и партнерами.

– Вырос ли спрос на мобильные решения, появились ли новые категории клиентов?

– Да, спрос также возрос. Многие заказчики приняли решение о наделении своих сотрудников мобильными рабочими местами. Сегодня пользователи просыпаются и первым делом проверяют мессенджеры, почту и нас (EOSmobile). Плюс многие заказчики имеют распределённую структуру, соответственно, пока в одной широте идет ночь, в другой уже наступило утро, и люди приступили к работе. Мы объединяем людей и их задачи.

Новых категорий клиентов, наверное, не появилось, так как мы изначально работаем со всеми. Однако появились новые классы пользователей, например, теперь в мобильных приложениях могут комфортно работать не только руководители, помощники, исполнители, но и люди, осуществляющие контроль исполнительской дисциплины.

Исполнители поручений в EOSmobile

Исполнители поручений в EOSmobile

– Какие изменения за последние месяцы произошли в мобильных приложениях EOSmobile?

– Мобильное решение EOSmobile работает под управлением сразу трех платформ - iOS, Android и Windows. На всех наших платформах команда разработчиков и тестировщиков стремится обеспечить не только симметричный функционал, но и комфортную, стабильную работу. Сейчас наши пользователи в рамках одной организации могут работать сразу на трех платформах. К тому же руководители, которым не требуются все возможности наших СЭД, могут поставить на стационарный рабочий компьютер наш EOSmobile (Windows), то есть работать везде в одном интерфейсе: простом и функциональном. Утро начал с работы на iPad, на работе Android, а за рабочим столом Windows - и все это один интерфейс и функционал. Все это позволяет достичь наша серверная часть, которая управляет профилем пользователя. Нашим пользователям не нужно разбираться с колоссальным количеством настроек, отдавать свой планшет, прерывать работу и так далее. Им достаточно обратиться к администраторам или людям, осуществляющим поддержку СМР, чтобы тот был подстроен под их потребности. 

eosmob1

eosmob2

– Можно ли говорить о том, что EOSmobile закрывает практически любые задачи, которые могут возникнуть у пользователей СЭД?

– Сегодня приложение EOSmobile - это гибкий инструмент, который готов подстраиваться под потребности каждого заказчика и пользователя в отдельности. Мы прекрасно понимаем, что каждый заказчик и человек в фирме уникален, поэтому приложение должно откликаться на их потребности. Плюс мы постоянно отслеживаем пожелания наших пользователей, чтобы реализовывать наиболее важные для них. Но мы не соревнуемся с СЭД.

СЭД - это колоссальное количество функциональных возможностей для любых задач. Мы же, как я говорил ранее, стремимся обеспечить комфортную работу с задачами, связанными с управлением, принятием решений, отчетностью, контролем и работой с информацией. Мы ценим время наших пользователей, а также стремимся помогать и направлять их. Так, в наших приложениях заложено колоссальное количество разнообразных уведомлений: одни ограждают от ошибок, другие напоминают, третьи рекомендуют.

– Расскажите о пользователях мобильных приложений – можно ли назвать наиболее активные категории, регионы?

– Сейчас сложно выделить какие-либо регионы среди прочих, да и это будет неправильно, так как общая проблема в стране показала, что все одинаково усердно стремились работать, каждый на своем фронте. Безусловно, каждый клиент, давая обратную связь, давал нам возможность улучшить продукт и исправить ошибки, которые мы, увы, пропустили. Я считаю, что многие из наших клиентов и партнеров также являются частью нашей команды, что позволяет нам достигать положительного результата и преумножать его эффект. Сейчас мы по-прежнему общаемся с многими заказчиками и мы не планируем сбавлять заданный темп.

Согласования в EOSmobile  Согласования в EOSmobile

Согласования в EOSmobile

– Экосистема партнеров ЭОС по части мобильных решений - какая она сейчас, есть ли в ней изменения?

– В части мобильных приложений мы не делаем исключений и работаем со всеми партнерами: от Калининграда до Камчатки. Каждый из партнеров обладает своим уникальным опытом и является связующим звеном в работе (общении) с заказчиками. Плюс наши партнеры вносят существенный вклад в оттачивание проектируемого функционала. Сейчас сложно представить разработку нового функционала без участия партнеров / заказчиков.

– Какое развитие получила за время кризиса внутренняя команда ЭОС, работающая над EOSmobile?

– Я считаю, мы стали значительно более гибкими и эффективными. Мы продолжили набор новых сотрудников себе в команду и их интегрирование в коллектив. Мы стали чаще выпускать новые версии серверной и клиентской части. Больше стали ориентироваться на методологию Agile, работать над собой и над командным разбором задач. Мы стали больше обсуждать и не бояться критиковать свою работу, так как здравая критика позволяет сделать продукт лучше. Стараемся бороться с бюрократизированием каких-либо процессов или задач, а также создавать продукт, а не тонны ТЗ или тонны переписок, не привносящих ценности в продукт. Сейчас такое время, что продукт нужен еще вчера практически по любой из потребностей.

– Какие пути дальнейшего развития EOSmobile вы видите?

– Мы каждодневно поддерживаем связь с заказчиками и формируем план разработки каждой новой версию исходя из наибольшего спроса на тот или иной функционал, поэтому я призываю всех наших заказчиков и даже потенциальных заказчиков участвовать в процессе принятия решений о новом функционале. Делитесь с нами вашими потребностями и проблемами! Чем больше обратной связи, тем более качественный продукт мы получим. Концептуально план развития всегда есть на год вперед, однако он непрерывно корректируется.

Вместе с тем, мы также пробуем себя на новых рынках, например, мы постепенно выводим наши приложения на рынок Азии. Пока рано говорить о каких-либо результатах, но «движение - это жизнь» и наоборот, мы двигаемся вперед и растем вместе с нашими заказчиками.

– Большое спасибо за беседу!

EOSmobile


236040, Россия, Калининградская область, г. Калининград, Ленинский проспект, 13а. Отдел продаж – тел.:(4012)539-001, e-mail: sales@39print.ru
Отдел внедрения и сопровождения программных продуктов – тел.:(4012)539-001 (внут.107 и 108), e-mail: delo@39print.ru
verify for speс