Электронное декларирование, автоматическая регистрация и другие ИТ-достижения таможни

12 Июл 2016

Сейчас стало популярным проводить пресс-конференции, когда у организаторов только появляется мысль что-то сделать. С журналистами делятся своими планами, но совершенно не понятно, будут ли они внедрены в жизнь и в каком объеме. Приятным исключением стала встреча заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова с представителями компаний — участников ВЭД по вопросам применения современных таможенных технологий, на котором рассказали не о планах, а о результатах уже проделанной работы.

«Сегодня у нас практически 100%-ное электронное декларирование. Иногда документы еще предоставляются на бумажных носителях, что в первую очередь связано с международными соглашениями, когда требуются сертификаты на бумаге. Это лимитирует наше полностью безбумажное декларирование», — сказал Руслан Давыдов. Он отметил огромный прогресс в деле внедрения электронного документооборота на таможне, достигнутый в достаточно короткие сроки. «Первая декларация по Интернету была выпущена в сентябре 2008 г., когда мы начали внедрение программы электронного декларирования. И если раньше в Шереметьевской таможне люди сдавали целые стопки документов, то сейчас картина совершенно другая. Участники ВЭД приходят только тогда, когда нужна дополнительная проверка. По декларациям, где не сработали риски, бумага не предоставляется», — сообщил Руслан Давыдов.

В 2015 г. была внедрена автоматическая регистрация деклараций на все товары, поставляемые на экспорт, которая осуществляется во всех таможенных органах страны. Реализация данной технологии исключает возможность участия должностного лица таможенного органа в реализации декларации на товары (ДТ). Это увеличивает прозрачность и значительно сокращает сроки таможенных операций. Теперь среднее время автоматической регистрации составляет от 20 до 40 секунд, а автоматического выпуска товаров — 4-5 минут.

В этом году количество автоматических регистраций деклараций идущих на экспорт товаров составило 195 717 (данные по состоянию на 3 июня), что составляет 30,15% от общего количества деклараций на экспортируемые товары. Это значительный рост, учитывая что в прошлом году было автоматически зарегистрировано только 9,3% таможенных деклараций.

При импорте эта технология начала применяться с конца 2015 г., хотя промышленная эксплуатация системы началась только в этом апреле. На 3 июня в автоматическом режиме было зарегистрировано 3987 автоматических регистраций деклараций на импортные товары.

Еще одна новая технология — удаленный выпуск товаров. Теперь процессы документального и фактического контроля товаров могут быть разделены, что сильно экономит компаниям — участникам ВЭД время и деньги. Ввоз, временное хранение и контроль товаров осуществляются в таможенном органе на границе, а декларирование и выпуск товаров — в таможенном органе по месту регистрации участника ВЭД.

За первое полугодие 2016 г. с применением технологии «удаленного выпуска» было оформлено 390 847 деклараций на товары (ДТ), что составляет 21% от общего числа. Это на 84% больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Полностью выполнить требование обеспечения возможности декларирования товаров в любом таможенном органе страны вне зависимости от места расположения товаров планируется в январе 2017 г.

ФТС разработала сервис личного кабинета плательщика, который позволяет ему оперативно получать информацию о движении денежных средств как на сайте ФТС, так и на сайте оператора таможенных платежей. В сервисе «Валютный контроль» реализована возможность получения в режиме, близком к реальному времени, сведений о паспортах сделок, поступивших из уполномоченных банков в ФТС России, и о зарегистрированных ДТ, переданных уполномоченным банкам в разрезе паспортов сделок.

Также ФТС реализовала возможность уплаты таможенных платежей в режиме реального времени. Сроки поступления в службу информации о зачислении средств на счет Федерального казначейства сокращены до 2 часов.

Благодаря переходу федеральных органов исполнительной власти на использование СМЭВ удалось значительно сократить общее число документов и число документов, предоставляемых в бумажном виде. Отменена обязанность участника ВЭД по предоставлению более 20 документов. А предоставление документов на бумажном носителе осуществляется исключительно в случае, если это предусмотрено соответствующей мерой в рамках системы управления рисками.

Кроме того, в 2016 г. завершен комплекс мероприятий по организации межведомственного информационного взаимодействия между ФТС и ФСТЭК по закрытому каналу связи. Информация о выданных ФСТЭК документах размещается в базе данных разрешительных документов и используется таможенными органами при электронном декларировании товаров.

В целом, реализованные ФТС реформы позволили более чем в два раза сократить время выпуска товаров. Время прохождения безрисковых поставок, не подлежащих дополнительному контролю, сократилось при импорте с 5 часов 2 минут в 2014 г. до 1 часа 37 минут в первом полугодии 2016 г. При экспорте товаров — с 1 часа 40 минут в 2014-м до 48 минут в первом полугодии 2016 г.

Безусловно, таможня делает очень много в области внедрения электронного документооборота и автоматизации своих производственных процессов, создает новые услуги и возможности для бизнеса. Руслан Давыдов посетовал, что не все знают о новых возможностях ФТС.


 

Вернуться к списку новостей

 

236040, Россия, Калининградская область, г. Калининград, Ленинский проспект, 13а. Отдел продаж – тел.:(4012)539-001, e-mail: sales@39print.ru
Отдел внедрения и сопровождения программных продуктов – тел.:(4012)539-001 (внут.107 и 108), e-mail: delo@39print.ru
verify for speс