Развитие механизма госуслуг в электронном виде – брифинг главы Минкомсвязи РФ Николая Никифорова

28 Июл 2016

Заседание Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности состоялось 26 июля 2016 года.

Стенограмма:

Н.Никифоров: Уважаемые коллеги! Состоялось очередное заседание Правительственной комиссии по информационным технологиям. Возглавляет комиссию Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев. Мы рассмотрели вопросы перевода государственных услуг в электронный вид.

Президентом нашей страны поставлена задача Правительству, всем регионам к 2018 году обеспечить оказание 70% услуг государством, муниципалитетами нашим гражданам именно в электронном виде.

По итогам 2015 года мы уже достигли показателя 40%. Предстоит серьёзная работа по повышению популяризации использования электронных госуслуг населением.

Работает единый государственный портал по адресу gosuslugi.ru. На нём зарегистрировано около 30 млн жителей Российской Федерации. Прирост зарегистрированных пользователей составляет примерно 1 млн человек в месяц. Это весьма существенный рост.

Мы контролируем статистику в разрезе отдельных федеральных органов власти. Среди таких органов-лидеров я хотел бы отметить Министерство внутренних дел, Пенсионный фонд, налоговую службу, Росреестр и некоторые другие структуры.

Также есть значительная дифференциация по уровню оказания услуг между регионами Российской Федерации. Регионами-лидерами являются Республика Татарстан, Москва, целый ряд регионов Приволжского федерального округа, Центрального округа, Южного округа. Несколько более низкие темпы пока показывают Дальневосточный округ, Уральский округ.

Даны конкретные поручения по интенсификации работы и принятию всех необходимых организационных решений, для того чтобы все ведомства обеспечивали качественное, своевременное оказание услуг в электронном виде, а на местах при посещении гражданами тех или иных государственных организаций сотрудники всегда должны информировать их о возможности получения услуг электронных.

Уже целый ряд норм в законодательстве предполагает дополнительные преференции в случае, если услуга оказывается в электронном виде или, к примеру, в более быстром режиме. Самый яркий, популярный пример сегодня – это ускоренная оплата штрафов за нарушение правил дорожного движения: в этом случае законодатель предусмотрел 50-процентную скидку.

Фактически этим в основном пользуются те, кто получает информацию и оплачивает такого рода штрафы в электронном виде.

Планируем подобные мероприятия продолжать. Наша цель неизменна – по итогам 2016 года мы должны достигнуть значения уже 50%. Председателем Правительства даны жёсткие поручения и руководителям субъектов Федерации, и соответствующим федеральным органам исполнительной власти, для того чтобы эта задача, поставленная Президентом, была безусловно выполнена.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее о едином реестре населения. На каком этапе эта работа?

Н.Никифоров: Единый реестр населения будет формироваться на основе данных системы записи актов гражданского состояния. Сегодня этот ресурс децентрализован, фактически в каждом субъекте Федерации, даже в каждом муниципалитете этот ресурс организован отдельно. Та концепция, которую сегодня предлагало Министерство финансов, подразумевает в течение некоего среднесрочного периода сборку этого ресурса в единый федеральный банк данных и, более того, на его основе увязку его с данными Федеральной налоговой службы, других ведомств, чтобы обеспечить единство этой информации, единый способ учёта информации о тех или иных юридически значимых действиях, которые касаются жизни наших граждан. Это позволит и более оптимально оказывать госуслуги, и снизить расходы, потому что сегодня вся эта информация учитывается в различных разобщённых ведомственных системах.

Вопрос: А сегодня какие-то решения по этому вопросу приняты?

Н.Никифоров: Поставлены Председателем Правительства сроки – в сентябре-октябре завершить разработку концепции и в ноябре уже подготовить соответствующий федеральный закон, в котором все эти нормы будут отражены. Сегодня мы в целом одобрили подходы, о которых я сказал, и планируем детализировать их на уровне конкретных нормативных актов, в том числе на уровне федерального закона.

Вопрос: А финансирование потребуется?

Н.Никифоров: Финансирование будет осуществляться в рамках текущих лимитов федеральных органов власти, о каком-то дополнительном финансировании речь не идёт.

Вопрос: Какие предложения в ходе заседания вы высказывали по развитию госуслуг в электронном виде?

Н.Никифоров: У Минкомсвязи было несколько предложений. Первое: мы разработаем специальную методику, как нам при очном оказании услуг обращать внимание граждан на возможность получать услуги электронно. Проще говоря, когда гражданин будет в многофункциональный центр обращаться за той или иной услугой, связанной, к примеру, с автомобилем, мы на уровне сотрудника многофункционального центра будем предлагать ему зарегистрироваться на портале государственных услуг, подписаться на те или иные электронные уведомления, в частности о задолженности по налогам и т.д. То есть речь идёт об организации самой работы и популяризации электронных госуслуг. Мы видим серьёзную разницу между положением дел в тех субъектах, где губернатор, должностные лица уделяют этому вопросу внимание, и в тех субъектах, где этот вопрос находится во второстепенной повестке. Разница существенная, и поэтому считаем, что именно организационные усилия позволят, безусловно, исполнить поручения Президента.

Минкомсвязь в том числе и занимается организацией такой кампании по популяризации этого направления. В прошлом году весьма существенные результаты – около 25 млн граждан были так или иначе охвачены информационной кампанией по разъяснению, что же такое электронные госуслуги, почему их сегодня выгодно использовать, прежде всего для граждан: это экономия времени и иногда, как я уже приводил пример, экономия денег. И самое главное, не нужно ходить по каким-то инстанциям и зависеть, как сегодня Председатель Правительства в своём вступительном слове на правительственной комиссии сказал, от настроения чиновника, который принимает тот или иной документ – электронное оказание услуг подразумевает чёткий, безусловный регламент и с компьютером здесь не поспоришь. Есть электронная форма, ты её заполняешь, и услуга будет, безусловно, оказана в установленные сроки.

Вопрос: Николай Анатольевич, можно не по теме сегодняшнего мероприятия? Вы говорили, что Минкомсвязь будет готовить поправки к «пакету Яровой». Начата ли эта работа? Были ли встречи какие-то с представителями отрасли? И «МегаФон» и МТС предлагали ввести однопроцентный сбор, как в фонд универсальных услуг. Ваше мнение на этот счёт?

Н.Никифоров: Рабочие встречи с представителями индустрии идут постоянно. Они шли и, скажем так, на финальном этапе принятия этого законопроекта в Государственной Думе, они продолжаются и сейчас.

Наша задача – найти сбалансированную модель, как реализовать антитеррористические идеи законодателей в нашей реальной, действующей, эффективно работающей отрасли связи так, чтобы не допустить тех или иных перекосов.

Самое главное – не допустить роста цен или каких-то ограничений, проявлений, которые эту отрасль будут разрушать и, соответственно, сказываться на качестве оказываемых услуг населению. Уверен, что мы те или иные компромиссные решения найдём. Я бы пока воздержался от конкретных оценок, тем более относительно каких-то дополнительных сборов. Дело в том, что нам предстоит в диалоге с индустрией, с одной стороны, а с другой стороны, в диалоге с теми органами власти, которые отвечают за безопасность и правоохранительную сферу, выработать необходимый набор решений в части объёма собираемой информации, сроков хранения, процедур сертификации, некоторых других вопросов, для того чтобы эту сбалансированную модель и оценить с точки зрения возможных последствий.

Если потребуется, будем вносить предложения по детализации вопросов правоприменения этого закона. Поправки в законодательство вносятся регулярно, и ничего плохого в этом нет. Поэтому, если они потребуются, мы обязательно будем их вносить в Правительство. Если поддержит Правительство, то уже Правительство с соответствующей инициативой выйдет в Государственную Думу.

Пока преждевременно давать те или иные оценки. Сейчас идёт нормальная, спокойная работа.

Для телекоммуникационной индустрии было крайне важно увидеть конкретные поручения Президента Российской Федерации. А уже на основе  поручений Президента даны соответствующие поручения Правительства о проработке всех этих вопросов. Поэтому сейчас эта работа идёт, нужно дождаться её завершения.

Вопрос: Член Совета Федерации внёс законопроект о переносе срока вступления закона на 2023 год. Как вы считаете, нужно это?

Н.Никифоров: С точки зрения телекоммуникационной индустрии, конечно, это было бы воспринято положительно. Но ещё раз: закон не про телекоммуникационную индустрию, это пакет антитеррористических поправок. Террористы свои планы на пять лет откладывать не собираются, поэтому нужно понимать, зачем был принят этот закон, и просто соблюсти баланс конкретных инструментов и конкретных инициатив законодателей. Я думаю, что мы в части связи такие решения найдём. На самом деле в законе очень много и других сфер, просто связная сфера вызвала, пожалуй, самое резонансное обсуждение. Мы в своей части, телекоммуникационной, всё отработаем.

В качестве текущих результатов работы хотел бы обратить внимание на извещение Федеральной службы безопасности, которое было официально опубликовано, касающееся того, что сертификация оборудования – в том числе базовых станций сотовой связи, абонентских устройств, проще говоря, телефонов или смартфонов, которыми пользуются наши жители при передаче и шифровании или кодировании информации в сети Интернет, если эта информация не относится к категории, составляющей государственную тайну, – не требуется.

Это просто яркий пример того, что очень часто обсуждение тех или иных законопроектов или даже уже законов носит излишне эмоциональный характер. Вот уже из рождающейся подзаконной базы, разъяснений конкретных федеральных органов власти мы видим, что подход предлагается сбалансированный. Уверен, что мы такие же сбалансированные решения найдём – и по вопросам хранения данных пользователей, и по некоторым другим статьям данного закона.

Вопрос: В СМИ ходила информация, даже операторы комментировали, что «пакет Яровой» ставит под угрозу проведение чемпионата мира.

Н.Никифоров: Такой угрозы точно нет. Такие заявления не соответствуют действительности. Системы связи будут готовы на всех стадионах, операторы активно в этом участвуют. Я считаю, что Российская Федерация, как и на сочинской Олимпиаде, как и на Универсиаде в Казани, так и на чемпионате мира по футболу покажет должный уровень самых современных телекоммуникационных услуг. Более того, это будет первый чемпионат мира, в рамках которого будет обеспечена телетрансляция матчей в формате сверхвысокой чёткости. То есть это не так называемый Full HD, к которому зачастую даже жители Российской Федерации уже привыкли, приобретая новые телевизоры, а это формат ещё более высокой чёткости, который задаёт новый стандарт, в том числе трансляций подобного рода спортивных мероприятий. Так что здесь мы ждём целый ряд в том числе и технологических побед.


 

Вернуться к списку новостей

 

236040, Россия, Калининградская область, г. Калининград, Ленинский проспект, 13а. Отдел продаж – тел.:(4012)539-001, e-mail: sales@39print.ru
Отдел внедрения и сопровождения программных продуктов – тел.:(4012)539-001 (внут.107 и 108), e-mail: delo@39print.ru
verify for speс